Регистрация товарного знака
Упрочнению имиджа компании способствует реализация продукции под торговой маркой, защищающей производителя от подделок и способствующей быстрейшему продвижению товара к конечному потребителю. Регистрация товарного знака — это приобретение прав на использование бренда, охраняемое законом от стороннего вмешательства без разрешения владельца.
Что такое товарный знак?
Визуальная текстовая, графическая или комбинированная картинка, выполняющая при удачной маркетинговой комбинации функции первого звена в ассоциативной цепочке перспективного клиента, и есть товарный знак. Его предназначение — индивидуализация реализуемых товарно-материальных ценностей. Наличие зарегистрированного товарного знака свидетельствует об интеллектуальной собственности правообладателя в лице компании, преследующей цели:
- помочь потребителю отличить производимую продукцию от товаров-аналогов;
- информировать покупателя о значимости престижа посредством «визитной карточки»;
- выступать гарантом качества, не требующего дополнительных проверок.
Внешний вид должен отличаться простотой, узнаваемостью, неповторимостью и быстро привлекать внимание действующих и потенциальных покупателей.
Зачем нужно регистрировать товарный знак
Необходимость регистрации обусловлена юридической защитой, которую предоставляет именно прохождение процедуры. Отсутствие занесенных в реестр Роспатента товаров и услуг конкретной позиции не гарантирует прав компании на исключительное использование, чем могут воспользоваться конкуренты, зарегистрировав избранный логотип на собственное имя.
Получение прав интеллектуальной собственности дает возможность:
- единоличного использования;
- получения дополнительного дохода по франшизе;
- увеличения стоимости необоротных активов.
Владельцу гарантируется «неприкосновенность» торговой марки, а лица, нарушившие «вето», привлекаются к гражданско-правовой (ст. 1515 ГК РФ), административной (ст. 14.10 КоАП РФ) и даже уголовной (ст. 180 УК РФ) ответственности.
Виды товарных знаков
Для обеспечения успеха сбыта товаров на рынке товарный знак должен обладать отличиями и уникальностью, а также «вписываться» в допускаемый перечень обозначений, установленных гражданским законодательством (ст. 1482 ГК РФ):
- изобразительные — без нанесения текста;
- текстовые — без применения графики;
- цветовые или звуковые — без ограничений в отношении аккордов и цветовой гаммы;
- объемные — выражающие замысел в трехмерном пространстве;
- комбинированные — комплексные сочетания различных объектов.
Если выбранные обозначения не препятствуют идентификации продукции хозяйствующего субъекта, то на законодательном уровне допускается регистрация новой марки.
Как зарегистрировать товарный знак
Для получения права на торговую марку с одновременным установлением режима ее охраны необходимо наличие свидетельства. Для приобретения интеллектуальной собственности хозяйствующему субъекту следует выполнить действия по следующему алгоритму:
- разработка и выбор вида знака. Он должен быть удобным для идентификации и не содержать повторяющиеся элементы других торговых марок. После создания нужно закрепить класс в соответствии с классификатором МКТУ;
- проверка на тождественность. Разработанный логотип проверяется по базе данных для обеспечения неповторимости и защиты от уже числящихся;
- передача заявления унифицированной формы и документов в Роспатент (регистрирующий орган) и оплата трех госпошлин за следующие услуги:
- предварительную проверку;
- проведение экспертизы;
- регистрацию и выдачу свидетельства.
Чем выше класс приобретаемого товарного знака, тем выше стоимость государственных услуг. Зарегистрировать права можно самостоятельно или воспользовавшись помощью патентного поверенного, составляющего обращение, ускоряющего процесс и оспаривающего интересы клиента при необходимости. При самостоятельной регистрации, согласно статистике, Роспатент отклоняет порядка 70% заявок из-за несоответствия критериям и без компенсации издержек.
Срок действия прав на товарный знак
Свидетельство выдается на десятилетний период, по завершении которого подлежит продлению неограниченное число раз при вторичном обращении, сборе документов и уплате госпошлин. Однако право может быть аннулировано при неиспользовании в течение трех лет после прохождения процедуры регистрации по решению суда при обращении заинтересованных лиц, включая конкурентов.
Во избежание отклонения заявки и минимизации рисков последующего аннулирования свидетельства целесообразно прибегнуть к помощи профессионалов. ООО «КУБ» предлагает услуги юриста, который поможет оценить с правовой позиции, окупятся ли вложения в бренд и стоит ли приобретать исключительные права. Чтобы получить первую бесплатную консультацию, свяжитесь с нами по телефону, посредством e-mail или через форму обратной связи на сайте.